Областной инновационный проект «Академия РОСТа» реализуется с 2014 года. Цель проекта – обеспечение условий для эффективного развития дополнительного образования, направленного на личностное развитие, позитивную социализацию и профессиональное самоопределение детей и молодежи Курганской области.

Содержание проекта предусматривает:

1. Обновление содержания дополнительных общеобразовательных программ

В рамках проекта методической службой регионального Детско-юношеского центра разработано шесть авторских дополнительных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности:

  • «Будущий Я» (профессиональное ориентирование школьников посредством профориентационных экскурсий).
  • «СемьЯ» (формирование традиционных семейных ценностей).
  • «Созидательный Я» (обучение социальному проектированию).
  • «Социальный Я. Школа волонтеров» (знакомство с основами волонтерства и добровольческой деятельности).
  • «Школа лидера» (знакомство основами работы лидера общественного объединения).
  • «Школа будущего избирателя» (формирование основ правовой культуры школьников в части избирательного права и избирательного процесса).

Тематическая направленность программ предусматривает формирование у учащихся основных компетенций, востребованных Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, и согласуется с приоритетными задачами Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Основ государственной молодежной политики на период до 2025 года, региональной политикой в области воспитания. С 1 сентября 2014 года, как примерные, программы рекомендованы к внедрению в образовательных организациях региона Департаментом образования и науки Курганской области.

В течение всего периода программы реализованы в 73% учреждениях дополнительного образования Курганской области. Результаты освоения программ педагогами оценены положительно, т.к. программы способствуют созданию реальных условий для воспитания в молодом человеке жизненной активности, творческого отношения к действительности, поддержке позитивных жизненных установок и навыков.

Областным Детско-юношеским центром обеспечивается организационная и методическая поддержка внедрения программ. Для этого проводится постоянно действующий семинар «Теоретические и методические аспекты реализации дополнительных общеразвивающих программ проекта «Академия РОСТа». Занятия проводятся 2-3 раза в год.

2. Обновление форм реализации дополнительных общеобразовательных программ

Разработаны и освоены новые для Курганской области эффективные формы организации дополнительного образования.

Программы учитывают особенности и потребности регионального рынка труда, региональные приоритеты в области воспитания. Ввиду имевшихся условий был сделан акцент на использование потенциала каникулярного отдыха. Отработаны модели организации профильных смен. С 2014 года программы профильных смен освоило более 1100 детей и молодых людей. Реализованы краткосрочные дополнительные общеобразовательные программы в рамках областных профильных смен «Робототехник», «Экологическая смена РДШ», «Веселый гусь» собирает друзей КВН», «Экос», «Зауралье», Команда», «Безопасное колесо».

Стали востребованными интенсивные школы. В 2017 году успешно реализованы краткосрочные дополнительные общеобразовательные программы областных интенсивных школ «Инженеры будущего» и «Агромастер». С 2014 года проведено 5 областных интенсивных школ, программы которых освоили порядка 200 человек.

Развивается дистанционная форма обучения. В рамках реализации областного проекта по агробизнесобразованию организовано дистанционное обучение школьников по 6 дополнительным общеобразовательным программам («Основы землеустройства», «Основы агробизнеса», «Биоиндикация окружающей среды», «Экономическая безопасность аграрного региона», «Техника и технологии в сельском хозяйстве», «Основы биотехнологии переработки сельскохозяйственной продукции»). В Дистанционной агробизнес-школе обучается более 100 человек из 7 муниципальных районов. В ноябре 2017 года начала работу Дистанционная инженерная школа.

3. Изменение моделей организации дополнительного образования на региональном, муниципальном и межмуниципальном уровне

Для расширения сферы реализации проекта «Академия РОСТа» в 2014-2015 гг. были созданы межмуниципальные центры в Восточном и Юго-западном межмуниципальных образовательных округах. Это активизировало методическую работу и способствовало профессиональному развитию педагогических работников в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи. Проводились выездные интенсивные школы.

4. Сетевое взаимодействие различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при интеграции их ресурсов

Проект способствовал установлению сетевого взаимодействия различных социальных партнеров при реализации событий, образовательных проектов, дополнительных общеразвивающих программ. Например, Дистанционная агробизнес-школа функционирует при сетевом взаимодействии Института развития образования и социальных технологий, областного лицея-интерната для одаренных детей, Курганской сельскохозяйственной академии, областного Детско-юношеского центра.

В целом в областном инновационном проекте «Академия РОСТа» приняли участие около 70 социальных партнеров. Основой их взаимодействия становились конкретные значимые для каждого участника сети проблемы. При этом участники сохраняли независимость своей основной деятельности, объединяя при необходимости ресурсы. Они научились интегрировать уникальный опыт, свои возможности и знания, что компенсировало их недостатки и усиливало преимущества.

Проект прошел в финал конкурсного отбора на право получения в 2016 году грантов в форме субсидий из федерального бюджета организациям, реализующим пилотные проекты по обновлению содержания и технологий дополнительного образования.