В 30-е годы ХХ века появились первые районные и городские клубы и дома пионеров, организующие разнообразную творческую деятельность школьников: Дом пионеров в г. Шадринске (1934 г.), пионерский клуб в г. Кургане (1935 г.), центр пионерской работы в г. Куртамыше (1935 г.), Дом пионеров в г. Катайске (1936 г.). Все они размещались в небольших приспособленных помещениях. Пионерский клуб (с 1940 г. Дом пионеров) в г. Кургане располагался в бывшем доме декабриста А.Е. Розена. Здесь занималось 300 ребят, работало 7 кружков – хоровой, драматический, танцевальный, авиамодельный, юных художников, рукодельный, юннатов.

В годы Великой Отечественной войны в связи с образованием Курганской области исполком Курганского областного совета депутатов трудящихся принимает важное решение об открытии первого внешкольного учреждения областного уровня. 15 апреля 1943 года была открыта областная станция юных натуралистов.

Для исполнения Закона о школьном всеобуче было необходимо обеспечить нуждающихся детей, особенно из семей фронтовиков, одеждой и обувью, питанием. Поэтому главными задачами областной станции юных натуралистов стали опытническая работа по выявлению наиболее урожайных сортов овощных культур, развитие юннатского движения, оказание методической помощи школам в вопросах трудового воспитания и политехнического образования.

В послевоенные годы, выполняя Постановление Правительства СССР об открытии 200 детско-юношеских спортивных школ, были организованы спортивные школы в г. Шадринске (1945 г.) и г. Кургане, ныне Детско-юношеская спортивная школа №1 (1946 г.).

В послевоенное десятилетие (50-е годы) внешкольные учреждения получают дальнейшее развитие. 8 августа 1954 года торжественно открывается Дворец пионеров и школьников в г. Кургане. Решением горисполкома Дворцу присвоено имя пионера-героя Коли Мяготина.

Районные дома пионеров и школьников (в 1956 году – Далматовский, Мишкинский, в 1957 году Лебяжьевский, в 1958 году – Щучанский, Половинский) стали центрами пионерской работы, обеспечивающими подготовку пионерского и комсомольского актива, изучение, обобщение и пропаганду лучшего опыта пионерских дружин и школьных комсомольских организаций, а также проведение смотров, конкурсов по различным направлениям воспитания.

В 1956 году создана областная детская экскурсионно-туристская станция.

В Курганской области интенсивно развивается промышленность, что и предопределяет возникновение областной станции юных техников, как «школы взросления» будущих инженеров, конструкторов, механиков. 1 августа 1957 года открыта областная станция юных техников, объединившая авиамодельные, токарно-механические, телерадиотехнические, фото-кружки, кружки киномехаников.

Отличительной чертой образования Курганской области в 60-е годы являлось приоритетное развитие трудового и физического воспитания учащихся.

В конце 60-х годов началась история ещё двух областных учреждений — Дома культуры учащихся профтехучилищ и областной детско-юношеской спортивной школы.

В 1967 году был создан ансамбль песни и пляски учащихся профтехучилищ «Молодость», преобразованный в Дом культуры учащихся в 1973 году. В 1969 году была открыта областная детско-юношеская спортивная школа, готовившая не только юных спортсменов (лыжные гонки, ручной мяч), но и осуществляющая организационно-методическую помощь спортивным школам области, контроль состояния физической культуры и спорта в учебной и внеклассной работе общеобразовательных учреждений.

70-80-е годы характеризуются окончательным оформлением государственной системы внешкольных учреждений. В эти годы дома пионеров и школьников и детско-юношеские спортивные школы существовали в каждом районе.

Расширяются и приобретают видовое многообразие городские системы внешкольных учреждений. В г. Шадринске открыты станция юных техников (1971 г.), станция юных натуралистов (1975 г.), в г. Кургане – Октябрьский (ныне ДДТ «Радуга»), Первомайский (ныне ДДТ «Синяя птица») и Советский (ныне ДДТ «Гармония») дома пионеров и школьников (1982 г.). Возникла широкая сеть подростковых клубов по месту жительства, специализированных клубов и комнат школьников, принадлежащих различным промышленным предприятиям. Их целями были развитие творческих способностей подростков, их социальная поддержка в культурно-досуговой сфере, укрепление здоровья, формирование общей культуры и здорового образа жизни.

Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей Курганской области в переходный период 90-х годов осуществлялось на основе закона «Об образовании», федеральных концептуальных положений о развитии дополнительного образования детей и региональных подходов к организации воспитания. Система учреждений в нашей области подверглась реструктуризации через объединение, слияние, закрытие. Произошло вливание Дома техники профтехобразования в Областную станцию юных техников. Станция сохранила полезные традиции Дома техники: конкурсы профессионального мастерства, изобретателей и рационализаторов, праздник-ярмарка «Зову в свою профессию», научно-технические чтения, но в тоже время родились новые традиции – фестивали научного, декоративно-прикладного и технического творчества молодёжи.

Реструктуризация имела отрицательные последствия для детского туризма и краеведения, к началу 90-х годов объединявшего более 400 кружков. В 1996 г. количество кружков и объединений туристско-краеведческой направленности в области уменьшилось до 103.

20 октября 1995 года Курганская областная станция юннатов была реорганизована в областной эколого-биологический центр учащихся в целях координации деятельности образовательных учреждений области по экологии. 1 ноября 1996 года на базе областного эколого-биологического Центра была открыта областная заочная экологическая школа. Целью работы школы было определено развитие и расширение знаний обучающихся по экологии и формирование умений самостоятельной исследовательской деятельности.

В 2000 году был создан Областной центр дополнительного образования детей путём слияния существующих областных учреждений дополнительного образования детей: областного эколого-биологического центра учащихся, областной станции юных техников, областной специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва, Дома культуры учащихся профтехобразования.

В 2010 году на основании Постановления Правительства Курганской области от 13 апреля 2010 года № 124 «Об утверждении нормативов минимального обеспечения молодежи молодежными учреждениями по работе с молодежью в Курганской области» произошло слияние Областного центра дополнительного образования детей и Центра молодёжных инициатив и программ. Новое учреждение получило наименование государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр». Новый центр стал ведущим учреждением в Курганской области по работе с детьми и молодёжью, на него были возложены функции по реализации государственной молодёжной политики в Курганской области. Все многопрофильные учреждения дополнительного образования перешли в статус учреждений по работе с детьми и молодёжью, расширив возрастной состав обучающихся за счёт молодёжи до 30 лет, но сохранив при этом типовую принадлежность к учреждениям дополнительного образования детей.

Однако, с учетом возрастного состава занимающихся, с 1 января 2016 года типовое наименование многопрофильных учреждений дополнительного образования детей было изменено на “учреждение дополнительного образования”.

На 1 января 2017 года в Курганской области по ведомству образование насчитывается 57 государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования.

Приказом Департамента образования и науки Курганской области от 23 января 2017 года № 93 Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» определено региональным модельным центром дополнительного образования детей, выполняющим функции ресурсного, учебно-методического, организационного, экспертно-консультационного и социокультурного центра в региональной системе дополнительного образования детей, обеспечивающим согласованное развитие дополнительных общеразвивающих программ для детей различной направленности в Курганской области.