Дополнительное образование направлено на формирование и развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, в занятиях физической культурой и спортом, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, профессиональную ориентацию.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008, выделяет шесть направленностей дополнительных общеобразовательных программ:

— техническая,
— естественнонаучная,
— физкультурно-спортивная,
— художественной,
— туристско-краеведческая,
— социально-педагогическая.

Техническая направленность

Программы технической направленности ориентированы на развитие интереса детей к инженерно-техническим и информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности. Обучение по программам технической направленности способствует развитию технических и творческих способностей, формированию логического мышления, умения анализировать и конструировать. Занятия в объединениях данной направленности также дают возможность углубленного изучения таких предметов как физика, математика и информатика.

Техническое образование осуществляется по профилям: мультимедиа и IT технологии, техническое конструирование, моделирование и макетирование, техническое творчество и инновационное предпринимательство, различные производственные технологии, робототехника, 3D-моделирование и прототипирование, 3D-графика и 2D-дизайн, web-дизайн и Photoshop, авиамоделирование и конструирование, фото- и видеомастерские, школа юных инспекторов дорожного движения, автомобилиста, спасателя МЧС – это лишь часть всего многообразия программ технической направленности.

Обучение по программам технической направленности – один из шагов в профессиональное будущее. Оно предоставляет детям возможности профессиональной ориентации и первых профессиональных проб инженерно-технологического и IT-образования, адаптированного к современному уровню развития науки и техники.

Естественнонаучная направленность

Программы естественнонаучной направленности ориентированы на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и углубление общеобразовательных программ по математике, физике, биологии, экологии, химии, способствуют формированию интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности. К одной из основных целей естественнонаучных программ относится формирование у детей научной картины мира, а также освоение ими современных технологий и методов познания окружающей среды. Ключевое значение имеет обучение навыкам экспериментальной работы; исследования; моделирования с использованием новейших технологий и оборудования, а также программного обеспечения, позволяющего обрабатывать результаты практической работы.

Естественнонаучная направленность включает учебно-исследовательскую деятельность и изучение за страницами учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика, информатика, геология, география, природоведение, медицина, основы и углубленное изучение экологии и биологии (общая экология, современные экологические проблемы, ботаника и др.), прикладные эколого-биологические программы (аквариумистика, охрана природы, растениеводство и др.).

Программы эколого-биологического профиля включают в себя не только теоретические занятия, но и блок выездных практических занятий на местности, экскурсий или экспедиций в каникулярное время. Одним из показателей результативности освоения естественнонаучной программы является участие обучающихся в олимпиадах, конференциях, фестивалях, конкурсах, где они могут продемонстрировать не только знания теории, но и навыки практической деятельности, компетенции по предметам.

Физкультурно-спортивная направленность

Программы физкультурно-спортивной направленности ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. Программы физкультурно-спортивной направленности ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.

Физкультурно-спортивная направленность включает группы программ: спортивная подготовка (спортивная акробатика, бадминтон, баскетбол, волейбол, гандбол, художественная гимнастика, плавание, хоккей, футбол, шашки, фехтование, различные виды борьбы и другие виды спорта); общая физическая подготовка и лечебная физкультура (фитнес-аэробика, йога, лечебная физкультура, ритмическая гимнастика). Некоторые программы предполагают освоение навыков самообороны. Например, тхэквондо. Спортивно-техническая направленность включает следующие группы программ: стендовая стрельба, парашютная подготовка, мотоспорт, картинг, радиоспорт, автоспорт,  свободнолетающие и радиоуправляемые авиамодели.

Программы физкультурно-спортивной направленности обеспечивают развитие физических способностей, воспитание чувства патриотизма, уважения друг к другу и к старшим, таких качеств, как благородство, рассудительность, честность, доброта, вежливость. В программах физкультурно-спортивной направленности важную роль играют учебно-тренировочные сборы и лагеря в периоды школьных каникул.

На занятиях физкультурно-спортивной направленности учащиеся приобретают навыки, востребованные в будущем в педагогической и спортивной деятельности, армейской службе, МЧС, медицине.

Художественная направленность

Программы художественной направленности ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитание творческой личности, получение учащимися основ будущего профессионального образования. Основной целью данного направления является раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка.

Художественная направленность включает следующие группы программ: исполнительство на струнных, народных, духовых, клавишных, ударных инструментах, оркестры и ансамбли, сольный вокал, хоровое пение, эстрадно-джазовое творчество, театральное творчество, цирковое искусство, хореографическое искусство, художественное слово, литературное творчество, изобразительное искусство, декоративно-прикладное творчество, дизайн.

Туристско-краеведческая направленность

Туристско-краеведческая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического потенциала; способствует изучению родной страны и ее исторического и культурного наследия, приобретению навыков проектной деятельности, развитию познавательных процессов, самостоятельности, выносливости; получению опыта работы в коллективе и социализации в обществе, безопасного общения с природной средой.

Туристско-краеведческая направленность включает следующие группы программ: пеший, горный, водный, вело- и другие виды туризма, краеведение, музееведение и др. Программы туристского блока можно условно разделить на программы спортивного туризма и образовательного туризма. Краеведение направлено на всестороннее изучение своей малой родины, её историко-культурных и природных особенностей.

Участвуя в соревнованиях по туризму и совершая походы различных категорий сложности, дети получают не только спортивные разряды и спортивные звания. Туристско-краеведческая направленность позволяет достичь образовательных результатов, которые востребованы в профессиональной среде: МЧС, медицине, педагогической деятельности, журналистике, истории, географии, армейской службе и др.

Социально-педагогическая направленность

Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач социально-педагогического направления. А для этого важно сформировать опыт проживания в социуме, очертить профессиональные перспективы.

Программы социально-педагогической направленности ориентированы на формирование личности, изучение межличностных отношений, адаптацию в коллективе, а также познание мотивов поведения, изучение методик самоконтроля. Занятия по программам содействуют приобщению детей к традиционным ценностям народов своей страны и мира через их активное вовлечение в социальную деятельность и создание особой атмосферы братства, содружества.

Социально-педагогическая направленность включает следующие группы программ: развитие дошкольников, занятия с детьми с ОВЗ (коррекция и социокультурная реабилитации детей с ОВЗ, инклюзия), основы медиа-информационных технологий, основы психологии, социологии, политологии и права, интернациональные клубы, игротехники и игровое конструирование, профориентация и предпрофессиональная подготовка.

Особое место занимают программы военно-патриотического и гражданского воспитания. Программы исторической реконструкции направлены на изучение истоков духовной и материальной культуры предков. Теоретические занятия всегда дополняются практическими: обучающиеся осваивают традиционные ремесла, реконструируют образцы домашней утвари, одежды, элементов вооружения и защиты по древним образцам, обучаются стрельбе из древних видов оружия, приобщаются к танцевально-песенному культурному наследию народа, изучают основы исторических единоборств. Занимаясь историческим ролевым моделированием, учащиеся имеют возможность воссоздать историческое событие: рыцарский турнир, полевое сражение, средневековый бал.