Гражданский активизм российской молодёжи: результаты исследования

Исследователи Финуниверситета проанализировали распределение российской молодёжи по кластерам, выделенным по особенностям проявления гражданского активизма.

По результатам кластеризации выделены четыре базовых типа гражданского активизма российской молодёжи: «акторы», «вовлечённые», «кликтивисты» и «выключенные». В структуре типа «акторы» можно выделить два подсегмента: «лояльные» и «оппозиционные».

«Лояльные акторы» (25,6%)
Данный кластер состоит из молодёжи, имеющей опыт в координации общественных инициатив. В основном представители данного типа довольны положением дел в своей жизни, но выражают опасение в отношении ситуации в стране. «Лояльных акторов» больше остальных волнует кризис морали и нравственности, это молодёжь, осознающая важность проблемы социальной аномии. Респонденты, включенные в этот кластер, уверены, что для обеспечения защиты своих гражданских прав и свобод допустимо использовать только законные средства. Никакая причина не может побудить их участвовать в несанкционированной акции. Чаще всего они не проявляют интереса к политическим партиям и проектам, а также больше ориентированы на гражданскую активность как на объединение усилий людей ради общего блага, чем на политическую — как на организацию акций по выдвижению требований к власти. Представители этого типа выступают за необходимость противодействия со стороны властей и правоохранительных органов несанкционированным акциям протеста, осознают ценность социального порядка, стабильности государства и устойчивости общественного развития. В этой группе доминирует альтруистическая мотивация участия в гражданской активности: быть лидером гражданских инициатив им важно с точки зрения получения возможности помочь людям, а также самореализоваться. Довольно высока среди представителей данного типа доля граждан, организующих группы волонтёров/добровольцев для участия в мероприятиях политического характера (7,6%). Электоральные предпочтения «лояльных акторов» довольно противоречивы: 19,7% принадлежащих к этому типу являются сторонниками «Единой России», 31,2% предпочли бы при возможности проголосовать «против всех».

«Оппозиционные акторы» (12,6%)
Отличительной чертой данного кластера является резкое рассогласование между оценкой ситуации в стране и в своей жизни. При довольно неплохом уровне материального достатка и оптимистичных взглядах на финансовое будущее, «оппозиционные акторы» чаще всего дают весьма низкие оценки состоянию дел в стране в целом. Это указывает на очевидное проявление известного феномена «бунта сытых». Выполняя макросоциальные функции гражданских лидеров, они больше других обеспокоены проблемами бедности в российском обществе. «Оппозиционные акторы» — наиболее политизированная часть опрошенной молодёжи России; они чаще остальных вовлекают единомышленников в экологические и политические проекты или акции. «Оппозиционные акторы» — это наиболее неконвенциональная часть молодёжи, готовая принять участие в несанкционированных акциях протеста как онлайн, так и офлайн. Представители данного кластера существенно чаще понимают гражданскую активность как политическую, то есть проецируют её на сферу борьбы с властью и за власть. «Оппозиционные акторы» активно выражают опасение в связи с незащищенностью целого ряда прав в РФ: право на свободу мысли и слова (79,6%), право на свободу убеждений (45,6%), право на свободу объединения (39,4%), право проводить мирные собрания, митинги, демонстрации (68,2%), право избирать и быть избранным (49,9%). 100% представителей данного кластера убеждены в возможности применения незаконных средств для обеспечения защиты своих гражданских прав и свобод. 35,7% «оппозиционных акторов» подписаны на актуальные политические ресурсы органов власти, а 62,4% — предпочитают регулярно знакомиться с материалами оппозиционных политических сил. С точки зрения электоральных предпочтений в кластере «оппозиционных акторов» доминируют симпатии к политической партии «Яблоко» (23,2%), вдвое меньше его представителей отдают предпочтение КПРФ (11,3%), в то же время 18% «оппозиционеров» готовы отдать свои избирательные голоса в пользу «Единой России».

«Вовлечённые» (23,4%)
Данный тип молодёжи имеет сходные черты как с первым, так и со вторым кластерами. С «лояльными акторами» эту группу роднит конструктивность и готовность к конвенциональным форматам гражданской активности, с «оппозиционными акторами» — низкая оценка ситуации в стране, озабоченность проблемами коррупции и взяточничества. «Вовлечённые» в большей степени ориентированы на гражданскую активность, чаще всего не готовы участвовать в политических проектах или акциях, нацелены на партнёрскую модель взаимодействия власти и гражданского общества. Представители данного кластера демонстрируют уверенность в важности соблюдения всех законов РФ в полной мере, они, скорее всего, не примут участия в несанкционированных акциях, но чаще других готовы участвовать в проектах по сохранению культуры и развитию системы здравоохранения. «Вовлечённые» чаще представителей остальных кластеров заявляют о незащищенности в РФ права на свободу информации (56,2%). Они чаще остальных выбирают такие ценности, как равенство, справедливость, государство (29,2%). 27,4% «вовлеченных» подписаны на актуальные политические ресурсы органов государственной власти, 43,6% — имеют подписку на ресурсы оппозиционных политических сил. 28,3% респондентов данного типа дистанцируются от всех политических сил и предпочли бы голосовать «против всех», лишь 10,8% из них являются сторонниками «Единой России»; остальные представители этого кластера в большинстве своем демонстрируют неопределённость в электоральных установках.

«Кликтивисты» (14,9%)
Характерным свойством «кликтивистов» является их удовлетворённость ситуацией в стране и в своей жизни, они оптимистичны в оценке положения дел в России и в своей семье. У них более размыта артикуляция социальных проблем, чем у представителей остальных кластеров, прежде всего их беспокоят проблемы бедности и коррупции, а также состояние окружающей среды — как личной проблемы. Кластер «кликтивисты» демонстрирует наиболее противоречивые позиции в связи с определением меры важности соблюдения законов в разных сферах общественной жизни. К примеру, абсолютное большинство представителей данного типа уверены в необходимости соблюдения законов в сфере защиты Отечества; в то же время законы прохождения воинской службы, с точки зрения доминирующей части «пассивных», можно не соблюдать. «Кликтивисты» фактически игнорируют социально¬ медийные призывы принять участие в протестных акциях, выключены из гражданской и политической повестки. 76,2% «кликтивистов» считают, что для обеспечения защиты своих гражданских прав и свобод можно использовать только законные средства. Среди «кликтивистов» гораздо более, чем среди других типов, распространены социал¬-демократические ценности справедливости, социального государства, благосостояния (23,3%). «Кликтивисты» игнорируют возможности подписки как на новости органов власти, так и на материалы оппозиционных политических сил. Представители этой группы отличаются неопределенностью электоральных предпочтений и не участвуют в работе общественных организаций и движений.

«Выключенные» (23,5%)
Данный кластер более остальных беспокоят проблемы собственной жизни: наиболее выражено отношение к вопросам, связанным с их личными трудностями, это микросоциалы, ориентированные на заботу о себе и своем ближайшем окружении, мало нацеленные на решение общих социальных задач. В целом «выключенные» ориентированы конструктивно, однако чаще представителей других кластеров проявляют готовность откликнуться на социально медийные призывы принять участие в гражданских акциях. Вместе с тем их обязательное условие — эти собрания должны быть исключительно санкционированными. «Выключенные» вдвое чаще проявляют готовность участия в гражданских инициативах онлайн, чем офлайн. Среди «выключенных» наблюдается значительно большее распространение сторонников популистских ценностей: счастья, мира и процветания (для сравнения: среди «оппозиционных акторов» приверженцев данных ценностей 2,9%, среди «кликтивистов» — 12,8%). Представители данного типа выражают ещё меньший интерес к политике, чем «кликтивисты». Для «выключенных» характерна полная неопределённость в электоральных предпочтениях и игнорирование возможности участия в общественных объединениях.


Источник: https://t.me/s/youthpolicy