В Кургане реализуется уникальный проект для школьников

Проект «Школьный акселератор креативных индустрий» получил грантовую поддержку на форуме УТРО 2021 и реализуется на базе Кванториума в Кургане. В рамках образовательной программы, направленной на обучение подростков основам предпринимательства, школьники разрабатывают свой продукт и получают возможность выйти с ним на рынок. Ребята создают уникальные креативные сувениры, дизайнерские предметы декора, аксессуары и многое другое, а потом реализуют их.

Результаты проекта освещены в «Вестнике образования» Минпросвещения России, где опубликовано интервью руководителя детского технопарка «Кванториум» в Кургане Александра Мехнина.


Александр Михайлович, расскажите, пожалуйста, о проекте с удивительным названием «НеКрюки». Что это?
Так называется маркет креативных решений, который в конце прошлого года провели учащиеся нашего «Кванториума». Маркет проходил в рамках проекта «Школьный акселератор креативных индустрий», и ребята готовились к нему в течение трех с половиной месяцев: изучали рынок, целевую аудиторию, конкурентов, создавали уникальную продукцию на высокотехнологичном оборудовании. А когда маркет заработал, посетители смогли приобрести там дизайнерские новогодние игрушки и праздничные наборы ручной работы, изготовленные школьниками.

Откуда взялось это феерическое название «НеКрюки»?
Мы долго думали, как назвать наш маркет. А потом кто-то вспомнил известную дразнилку неумех: «Руки-крюки». И решили: раз у наших ребят руки как раз умелые, назовем-ка мы свой проект «НеКрюки»! Так и сделали.

А кто разрабатывал логотип «НеКрюки»? Сами ребята или профессиональный дизайнер?
Честно говоря, логотип маркета разрабатывал я: есть у меня небольшой опыт работы со студентами на направлении «Дизайн», а тут требовалось быстро создать что-то броское. Я предложил несколько вариантов. Но выбирали из них окончательную версию сами ребята.

Теперь о продукции, попавшей на ярмарку. Было ли определено заранее, хотя бы приблизительно, кто из ребят какой именно продукт должен создать, или школьники были полностью свободны в выборе?
На начальном этапе примерная продукция определена не была. Но ребята пришли на эту программу, пройдя обучение на других направлениях технопарка и успев там ознакомиться с инженерными системами, созданием 3D-моделей, печатью на 3D-принтерах, лазерной резкой, фрезеровкой и т. п. Этот бэкграунд и определил выбор, в котором школьники были абсолютно вольны.

И что же в итоге они выбрали?
Ребята остановились на сувенирной продукции, что вполне обоснованно. Ярмарка-то проходила накануне Нового года, а так как основная цель этой программы – помочь ребятам максимально капитализировать свои знания, умения и выразить их в качественном продукте, то они предварительно тщательно проанализировали рынок и продумали, что могли бы реально продать. В итоге участники ярмарки остановились на новогодних украшениях, открытках с уникальным дизайном, памятных сувенирах, изготовленных на 3D-принтере, а также на создании кастомизированных светильников (осветительные приборы, индивидуализированные под заказы конкретных потребителей. – Прим. ред.).

И выбор ребят оказался удачным, их продукция пошла? Что стало хитом продаж?
В течение дня им удалось наторговать на маркете на 27 тысяч рублей. Наибольшей популярностью пользовалась сувенирная продукция. Но одна из воспитанниц «Кванториума», Анастасия, продала около десяти кастомизированных светильников разной формы. И эта ее продукция, похоже, оказалась самой прибыльной.

Ну прямо ранняя профилизация: одной из воспитанниц «Кванториума» проект явно осветил перспективное направление дальнейшего развития. Кстати, а каков возраст участников маркета «НеКрюки»?
От 14 лет, поскольку все было сделано для того, чтобы труд ребят был оплачен. Школьники выходили на маркет с реальной целью – продать свой продукт и заработать, а потому они не только создавали те или иные изделия, но обсчитывали экономику проектов и продуктов. Мы же на своих страницах в соцсетях, в аккаунтах детского технопарка «Кванториум» старались максимально привлечь внимание к акции, чтобы все желающие пришли на маркет. Весь смысл был в том, чтобы участники проекта не только попробовали себя, но смогли продать свой продукт, оценить свою конкурентоспособность, свои затраты и понять, как зарабатываются деньги. Основная идея маркета заключается в том, чтобы ребята уже в школьные годы попробовали, что называется, набить себе предпринимательских шишек и поняли, что бизнес и предпринимательство – это не легкие деньги, а серьезная и кропотливая работа, требующая внимания и определенных навыков.

И эта цель была достигнута?
Конечно, ведь школьники познакомились с полным процессом создания реального продукта, начиная от идеи, анализа целевой аудитории, расчета юнит-экономики, маркетингового продвижения и маркетинговой стратегии и заканчивая выходом на продажи и получением первой прибыли. С каждым днем, по мере приближения к маркету, интерес ребят к проекту заметно нарастал. Правда, нарастали и некоторые сложности, например психологические зажимы, возникшие при общении с реальными клиентами. Были и ребята, у которых продажи пошли не так хорошо, как они планировали, – в основном, это коснулось тех, кто вступил в проект чуть позже других участников. Но они поняли свои главные ошибки и недоработки: недостаточное изучение целевой аудитории и возможных ниш для своих продуктов. А в итоге получили прекрасный и значимый опыт. Вообще, после окончания мероприятия многие участники говорили о ценности полученного опыта и о том, что благодаря ему у них уже возникают идеи, как видоизменить свою продукцию и сделать ее более интересной и презентабельной.

Что будет дальше с маркетом «НеКрюки»?
В январе мы планируем набрать еще одну группу участников для разработки новых проектов, а ребята, которые принимали в нем участие в прошлом полугодии, продолжат обучение и попробуют модернизировать свои продукты и более точечно найти свою целевую аудиторию. Проект продолжается!

Текст: Марина Лемуткина


Источник: vestnik.edu.ru