Почему нас не учили осознанно подходить к выбору профессии и карьеры, возможно это наследство прошлого, когда в советское время карьерная лестница была очень понятной и никто не задумывался о том, что ее нужно продумывать, строить и планировать. В свою очередь мы не уделяем внимание карьере наших детей.
Мой личный пример: выбор университета и специальности был сделан благодаря находчивости и красноречию сотрудника приемной комиссии ВУЗа в родном городе. После университета сразу согласился на первое предложение о работе, которое поступило и так далее.
Сегодня общался с двумя группами студентов первого и четвертого курса, разговаривали о выборе ВУЗа, специальности, первом опыте трудоустройства и карьере, во всем этом разговоре проскользнуло очень много слов “случайно”, “так получилось”, “авось”. Ребята много говорили, о том, что родители не готовы отпустить детей в другой крупный город на обучение, о том что не уверены, будут ли работать по специальности после окончания ВУЗа (у меня была подобная история, моя мама тоже не хотела далеко отпускать, хотела чтобы я учился поближе к дому).
Во всем этом чувствовалась одна проблема, что мы очень мало уделяем внимание выбору профессии и карьере. Следствием этого является низкая учебная мотивация, отсутствие определенных карьерных представлений и стратегий.
Конечно, мы живем в мире неопределенности, и согласно последним исследованиям, молодежь совершенно не готова выстраивать долгосрочные перспективы, а хочет жить здесь и сейчас, поэтому и не планирует дальний горизонт событий, который может случиться.
Тогда, как же строить карьеру в условиях жесткой неопределенности, когда сам не знаешь в каких условиях придется жить, когда учебные планы ВУЗов сильно отстают от реальности, нет четких профессиональных ориентиров?!
В этих условиях можно ориентироваться на тот образ будущего, который описывают современные ученые футурологи, разработчики долгосрочных концепций, у которых есть хотя бы приближенное видение мира будущего.
Сам люблю читать литературу, смотреть фильмы о будущем, многие, наверняка, слышали об “Атласе новых профессий”, там ученые подготовили образ будущего для современных подростков, чтобы немного показать, что их может ожидать. Упор в Атласе делается на такие профессиональные навыки в области образования, как:
• системное мышление,
• управление проектами,
• межотраслевая коммуникация,
• бережливое производство,
• программирование/ искусственный интеллект,
• клиентоориентированность,
• мультикультурность и мультиязычность,
• коммуникации,
• художественное творчество,
• экологическое мышление,
• работа в условиях неопределенности
Перечень получился очень понятный, в основу его вшиты гибкие компетенции, о которых сегодня все говорят. Многие эксперты называют эти компетенции условием успешной карьеры, но мы очень мало об этом говорим с молодежью, вероятно потому, что с нами об этом тоже практически не говорили. Давайте расскажем!
Самое важное — не навязывать ничего, не заставлять делать выбор, а задать правильный вопрос и получить обоснованный и взвешенный ответ молодого человека, как он мог бы построить свою карьеру.
Многие книги говорят, если вы имеете четкую цель, тогда вы понимаете куда идти и что делать, нам нужно стараться, чтобы современное поколение имело эту цель.
Почему мы даем волю случаю, а не сами управляем этим процессом? Я за то, чтобы начинать строить карьеру еще в школьном возрасте, когда еще есть какие-то возможности и время для этого.
Если вы согласны или несогласны — напишите комментарий, мне будет приятно! Будем образовываться дальше!