Кто остаётся за кадром сцены областной филармонии?

Сегодня, 25 марта, в России отмечается день работника культуры. В этот день принято чествовать певцов, музыкантов, актёров – людей творческих профессий, которые всегда на виду. Но кто остаётся за кадром? Мы пообщались с тремя сотрудниками Курганской областной филармонии, которые курируют работу учреждения по разным направлениям, работая уже десятки лет. 

Людмила Владимировна Сухарева, звукорежиссёр Курганской областной филармонии

Людмила Владимировна работает в филармонии с 1985 года. Когда она только пришла работать в филармонию, не было такого количества звукоусилительной аппаратуры, не было и должности звукорежиссёра. По распределению после учебы в Ленинградском институте киноинженеров Людмила Сухарева вернулась в родной город, устроившись на работу как раз в областную филармонию.

— Сначала мы сидели в окошке на балконе, там была звукооаппаратная, две колоночки были внизу и на потолке внутри отверстий. Изначально в зале филармонии предполагалась только лёгкая подзвучка при объявлении в микрофон, включая атмосферную музыку. Находясь на одном месте, приходилось развиваться, продолжать обучение – прогресс оборудования произошёл сильный, и техника за эти годы во многом стала первостепенной в нашей работе, — вспоминает Людмила Владимировна.

Работа с коллективами и артистами строится по-разному, особенно это касается приезжих исполнителей.

— Приезжает, например, Киркоров. Прокатная организация, сопровождающая выступление артиста, привозит своё звуко-техническое оборудование. Да, у нас есть и своё оборудование – мы когда-то заказали его, ориентируясь на райдер Аллы Пугачёвой. Но сейчас время идёт, и у исполнителей появляются более масштабные и более технически сложные концертные проекты: здесь тогда они уже подключают прокатные организации, — говорит Людмила Сухарева.

Вспоминает наша героиня и годы работы с ныне известными музыкантами-земляками: юношеские творческие годы Максима Фадеева, Юлии Савичевой, Елены Темниковой тоже проходили, в том числе и на сцене областной филармонии в Кургане.

— Конечно он [Максим Фадеев] же тоже был когда-то студентом нашего музыкального колледжа. Его папа [Александр Иванович Фадеев] был здесь несколько лет худруком и делал программы, проводил лектории, рассказывая о музыке, писал музыку – мы работали вместе. Максим первые записи делал у нас в филармонии, в Юрмалу он тоже уезжал отсюда. Здесь [в филармонии] проходила и «Арт-Арена», где выступала Елена Темникова. Юлию Савичеву я первый раз увидела, когда ей было 4 года: вышла во время концерта на сцену, а тогда это было что-то похожее на современные молодёжные квартирники, и сразу было видно, что девочка очень талантливая, — вспоминает Людмила Владимировна.

В любом времени, говорит Людмила Сухарева, профессионализм на эстраде всегда ценится:

— Я не сторонник одного жанра. Когда человек талантлив, то он талантливо всё использует, все инструменты. Конечно технические средства не должны превалировать, личность исполнителя всё равно должна чувствоваться, а если человек хочет заменить отсутствие таланта или свой личный вклад в исполнение техническими инструментами – это видно и слышно. Музыкант всё время должен работать над своей техникой, над своей душой. Роль звукорежиссёра здесь не подменять человека на сцене, а быть красивой рамкой для обрамления таланта, — подытоживает Людмила Владимировна.

Ольга Андреевна Петрова, начальник отдела организации зрителей Курганской областной филармонии

Ольга Андреевна сразу сказала: отвечаю за «эстраду». Она работает в филармонии с 1989 года. Её задача: организация и продажа билетов на эстрадные концерты, но до этого Ольга Петрова отвечала и за «классику». Если какой-то артист или коллектив планирует выступить с концертом в Курганской филармонии, то именно с Ольгой Андреевной связываются представители творческих исполнителей/коллективов. Она уже обсуждает с ними варианты дат и даже планируют стоимость билетов.

— Вот сейчас у нас вот «Самая-самая»: Бочкин и Алфёрова [спектакль Игоря Бочкина по мотивам французской пьесы — о любви, о том, что каждый из нас для кого-то всегда «самый-самый», который запланирован в филармонии на 7 апреля]. Они уже 5 раз переносились, и сейчас мы постараемся сделать всё возможное, чтобы концерт состоялся. Потому что люди уже купили билеты, артисты уже планируют график, уже едут — сетует Ольга Петрова.

На цену зачастую влияет и то, что Курган является небольшим городом. Именно Ольга Андреевна убеждает коллег-организаторов концертов федеральных звёзд снижать порой стоимость билетов:

— Провинциальность города накладывает свой отпечаток. Иногда мы не можем продать полный зал из-за большой цены, и концерт приходится отменять. Звезда однозначно «продаётся» активнее, например из недавнего – Пелагея, она на слуху и даже несмотря на приличную цену мы её довольно быстро продали, — профессионально рассказывает Ольга Андреевна.

Ольга Петрова помнит времена, когда все билеты оформлялись вручную, вручную же и рисовалась рассадка зала, бывали тогда и ошибки. Сейчас всё автоматизировано, все места, билеты считает «машина», общаясь мы тут же смогли посмотреть сколько билетов и кому было продано на балет «Лебединое озеро» по Пушкинской карте. Посмотреть можно продажи и по каждому кассиру. Технологии шагнули вперёд, и здесь они, конечно, упрощают работу коллектива.

Андрей Викторович Малинов, заведующий отделом материально-технического обеспечения Курганской областной филармонии

— В филармонии я работаю с 2005 года. Отвечаем за бесперебойную работу здания: тепло-, водо- и электроснабжение, также проведение мелких технических ремонтов. Вне зависимости от того, есть концерт или нет – мы на посту: чтобы всегда горел свет, было тепло и уютно. Основная нагрузка приходится на летний период, когда заканчивается концертный период. Все отдыхают, а мы работаем: делается ревизия и подготовка здания к новому концертному сезону, — рассказывает Андрей Викторович.

На старте в начале и середине нулевых бывали и сложности, и проблемы, но коллектив старается их оперативно устранять: «здание должно функционировать и работать». Андрей Малинов говорит, что самое важное в их работе – ответственность и профессионализм.

Ответственность и профессионализм – качества важные, наверное, для всех работник филармонии. И наши герои своими ответами и рассказами о своих задач это подтвердили. Культура бывает разной: и те, кто остаются за кадром, тоже делают культуру – каждый на своём месте.

С праздником, друзья!