Предлагаем ознакомиться с результатами исследования «Образ будущего российской молодёжи в перспективе 5, 10, 15 лет» КГ «Полилог» и исследовательской группы НИУ ВШЭ.
В ходе исследования проведены фокус-группы с респондентами из 16 регионов: г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь, Краснодарский край, Ленинградская область, Луганская народная республика, Нижегородская область, Пензенская область, Республика Коми, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Самарская область, Смоленская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Тверская область. Опрос проводился среди представителей населения в возрасте 14-27 лет. В качестве респондентов выступили школьники, студенты и выпускники вузов, а также граждане, отказавшиеся от получения высшего образования. Среди сфер занятости респондентов: фриланс, IT, предпринимательство, наука и исследовательская деятельность, образование, производство и энергетика, а также креативные индустрии.
Общие выводы по результатам исследования:
— Наиболее популярны среди молодёжи такие ценности, как свобода выбора, стремление к созданию семьи и самореализация в карьере и учёбе.
— Респонденты 14-17 лет больше обеспокоены личным комфортом, в то время как опрошенные старших возрастных категорий больше обращают внимание на общественные настроения.
— Роль специальной военной операции не оказала значимого влияния на среднесрочное и долгосрочное планирование среди более юной категории молодёжи (14-22 года). При этом среди респондентов 23-27 лет произошло сокращение горизонта планирования личной жизни до 2-3 месяцев.
— Предлагаемые респондентами ценности общества объединены общей потребностью в осознании национального единства, которое основано на образе сильного государства (14-17 лет), терпимости и взаимопомощи (18-22 года), уважении прав человека (23-27 лет).
— Персональное будущее в перспективе 5-15 лет респонденты планируют строить в основном на территории России. К числу ожиданий многие относят успешное окончание обучения, создание семьи, аренду квартиры, карьерный рост в прежней компании и повышение заработной платы. Респонденты 14-17 лет преимущественно желают переехать в Москву либо Санкт-Петербург, а поколение постарше предпочитает оставаться в своем городе.
— Повышен интерес к ведению предпринимательской деятельности. Практически все респонденты (даже те, кто планирует развиваться в государственной сфере) рассматривают вариант с ведением собственного бизнеса или самозанятостью (в крайнем случае — на досуге).
— При планировании личного будущего респонденты остро нуждаются в мобильности как внутри России, так и за её пределами. Право физического перемещения становится ключевой ценностью для молодёжи. В связи с этим существует тенденция на отказ от покупки недвижимости в пользу аренды.
— Наибольшее расхождение среди молодёжи наблюдается в вопросе будущего России в перспективе 5-15 лет: респонденты 14-17 лет хотят видеть «технологическое государство», 18-22 лет — новые смысловые основы с упором на достижения страны в технологиях, бизнесе и экономике. Молодёжь 23-27 лет ожидает сосуществования общества и государства без вмешательства власти в личную жизнь.
Первый зампред комитета Госдумы по молодёжной политике Игорь Кастюкевич признался, что его заинтересовали результаты исследования канала «Полилог. Экспертиза» и НИУ ВШЭ об образе будущего молодых россиян. По его словам, то, что респонденты не связывают личный успех с будущим государства, говорит об «упущенном воспитании подрастающих поколений». Вместе с тем молодёжь, как самая активная часть общества, всегда более подвижна и быстрее реагирует на внешние вызовы.
«У нас есть все шансы именно сейчас, в это трудное время, качественным образом сместить ценностные идеалы молодых людей в сторону созидательной ответственности, вместо культа потребления и использования. Запрос на условно «новый патриотизм», который сейчас проявился у молодёжи через гордость за свою страну на основе достижений в науке, технологиях, это позитивная тенденция. И неважно, что традиционно мы привыкли считать, что любовь к Родине выражается через историческую память. Это взаимодополняющие направления, которые не противоречат друг другу», — отметил Кастюкевич.
Полная версия исследования по ссылке.
Источник: t.me/youthpolicy