В Курганской области существует уникальное объединение – школа молодых литераторов. Современный человек живёт в хаотичном ритме и часто не замечает, что происходит вокруг, забывает наслаждаться жизнью. В наше время важно найти место для отдыха и общения по интересам. Благодаря литературным встречам можно замедлить ход времени и увлечься беседами о литературе. О занятиях в школе рассказывает Полина Лежнина.
Школу молодых литераторов посещают люди разных возрастов – от 14 до 35. Самое удивительное то, что между ними нет неловкости, они свободны от формального общения. Руководитель школы – Александр Рухлов, организатор литературной школы, свободно общается со своими учениками и с удовольствием делиться своим опытом. Мне удалось побывать на одной из встреч молодых литераторов, побеседовать с Александром Владимировичем и его учениками. Александр Владимирович согласился поделиться историей создания «Шинели» и ответить на несколько вопросов.
— Александр Владимирович, расскажите, как возникла идея создать школу молодых писателей?
— Идея возникла в 2018 году. Когда пришел учиться в университет, в 2005 году, достаточно долгое время я посещал занятия в литературной студии Виктора Федоровича Потанина. Это был мой первоначальный опыт участия в подобного рода занятиях, встречах. В 2018 году я поехал на молодёжный форум «Таврида». Для того, чтобы туда поехать, нужно было составить грантовую заявку. В качестве идеи возникла мысль о школе молодых литераторов. Я получил одобрение тогдашнего руководителя региональной писательской организации, Филимонова Ивановича и директора библиотеки Югова — Натальи Катайцевой, составил грантовую заявку. Грант я тогда не выиграл, но идея осталась и была реализована в 2019 году. С марта 2019 года школа работает.
— Вас вдохновляют встречи с участниками?
— Безусловно. Я на этих встречах точно так же, как и участники, вдохновляюсь. Например, когда у нас творческий практикум проходит, я обычно тоже стараюсь что-то писать. Иногда, в общем то, у меня получаются стихи, и отсюда я выношу либо идеи, либо реже готовые тексты. Но это всегда для меня полезно. Вообще любое творческое общение, оно важно. Для меня такие занятия тоже являются источником вдохновения.
— Чем занимаются ваши ученики во время встреч?
— Есть три кита, что называется. Во-первых, мы начинаем с обмена читательским впечатлениями, то есть мы обсуждаем свежие, недавно прочитанные книги. Обычно у нас встречи раз в две недели, соответственно, обсуждаем, что прочиталось за это время, что понравилось, что не понравилось. Конечно же, что-то берем друг от друга на заметку. Во-вторых, в зависимости от того, даёт ли кто-то на обсуждение свои тексты, стихи или прозу, обсуждаем, делимся критическими замечаниями. В-третьих, творческий практикум. Это такая работа со словом, с образом художественным, написание этюдов, создание небольших текстовых набросков, из которых впоследствии что-то получается, в том числе у участников.
— Какое литературное направление вам ближе как писателю?
— Я думаю, что классическая русская литература, традиционная достаточно. У меня такое представление о литературе, но к какому-то отдельному направлению я бы не привязывался. Мне приятно что-то для себя открывать, какие-то новые имена, новые книги, стихи. Мне что-то нравится и у футуристов. Гумилева очень люблю, который начинал как акмеист. Мне кажется, фокус в том, что любой хороший писатель, любой автор, он всегда преодолевает рано или поздно рамки литературных направлений, какие-то еще границы. Поэтому сложно говорить. В моем понимании, хорошая литература — это вообще всегда сложно. Но русская классика, она для меня непререкаемый, наверное, авторитет. Что уж под этим подразумевать, какие черты должны быть в хорошей литературе? Наверное, каждый читатель это для себя определяет сам. Если кто-то захочет понять, что это для меня, то можно почитать русскую классику и каким-то образом ее понять и интерпретировать.
Своим мнением поделилась ученики литературной школы. Мария Медведева, 28 лет:
-Мария, расскажите, пожалуйста, какие эмоции вы испытали, когда впервые оказались в
литературной школе?
-Я почувствовала сразу себя очень комфортно и в своей среде. Мне кажется, это очень важно для
молодых людей, чтобы они, знакомясь с литературой, не чувствовали себя как-то угнетенными
мудростью великих, а понимали, что их опыт может быть еще небольшой, но он тоже ценен. И то,
что они могут прийти и их примут на равных и не будут на них каким-то образом давить. Мне
кажется, это очень важно для молодых людей и вообще в целом для людей. Общаться на равных.
Не когда вам пытаются нравоучения читать, это очень неприятно. Поэтому мне очень комфортно
здесь находиться. И это очень ценно, я думаю, для всех.
-Чем вы занимаетесь помимо посещения школы для молодых литераторов?
-Я домохозяйка. В прошлом году я защитила кандидатскую диссертацию. Я кандидат
исторических наук. Если это может как-то определить мой род деятельности.
-Что такое литература именно для вас?
Знаете, я сейчас проходила мимо стенда, который стоит как раз в Юговке. И мне бросилось в
глаза «жить, значит,- писать». И я думаю, это ответ на вопрос в трех словах, для меня литература —
это значит жизнь, которая происходит в другом измерении. Мы окружены реальностью, которая
часто бросает нам вызовы разного характера. Без литературы очень сложно бы было
функционировать в этой реальности и поддерживать свое душевное спокойствие и равновесие. Я
думаю, что литература не только для нас, но и вообще в целом для людей, это как кислород, с
помощью которого они живут и справляются с теми трудностями, с которыми люди во все
времена встречались.
Также своим мнением поделилась самая молодая ученица школы молодых литераторов, шестнадцатилетняя Анна Горовая:
-Скажите, вы можете поделиться интересной историей, которая произошла во время одной из
встреч?
Каждая наша встреча, на самом деле, это интересная история, как отдельная глава какой-то
книги. Потому что на каждой встрече мы получаем бесконечный опыт.
-Скажите, пожалуйста, помогают ли вам встречи расти в профессиональном плане?
Конечно. На каждой встрече я получаю источники вдохновения. Это очень помогает мне в моей
творческой деятельности. Так как я учусь в школе и мне сдавать экзамен по литературе, это тоже
определенный помощник в этом плане.
-Что вы можете сказать об Александре Рухлове, как руководителе школы молодых литераторов?
Александр очень приятный человек с богатым жизненным опытом, который всегда делится с
нами интересными историями из своей жизни. Он заряжает нас на творчество. Как педагог он
тоже очень компетентный человек.
—Что такое литература для вас?
Литература для меня — это процесс самовыражения, возможность сказать что-то людям.
Хочется, чтобы как можно больше курганцев узнали об этой уникальной школе и нашли место, где
они смогут развивать свой талант и отдыхать душой.