Зауральские туристы прошли обучение на Кавказе

В Шадринске появится новый туристический клуб. Объединение направлено на организацию детского, подросткового и семейного туризма. Клуб создается под эгидой Шадринской городской общественной организации воинов запаса «ФЕНИКС». Недавно завершилось обучение инструкторского состава турклуба, которое проходило в горах Северного Кавказа.

В программе сборов было обучение работе с веревками, хождение по льду, передвижение по скалам, общие теоретические знания в альпинизме, знание горной географии, истории образования, техника страховки на разных типах маршрутов, техника лазанья.

Проект создания туристического клуба стал победителем конкурса, который организует Департамент образования и науки Курганской области между детскими и молодежными общественными объединениями. Благодаря финансовой поддержке будет приобретено туристическое оборудование для организации обучения клубов и различных мероприятий.

О том, как прошел выезд руководитель организации «Феникс» Вячеслав Бурик подробно рассказал на своей странице «ВКонтакте».

Сборы начались с прибывания и расположении в Терсколе — поселок в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии, где начались первые теоретические и практические занятия альпинизмом. Занимались мы в составе отделения из 6-ти человек включая главного инструктора. Погода была на нашей стороне и за несколько дней мы провели два скальных, одно снежное и одно теоретическое занятия. Также прошли некоторую акклиматизацию — привыкание к горному разряженному воздуху и недостатку в нем кислорода.

Позже мы перебрались и основательно расположились в альп-лагере «Шхельда». Оттуда мы делали выходы на занятия и на восхождения. Пройдя все этапы подготовки к восхождениям мы выдвинулись к месту под названием «Теплые ночевки». Прямо в палатках на газовых горелках готовили чай и некоторую пищу, в основном каши. Далее было совершено четыре восхождения — три на вершину Курмычи (4050 м) и одно на Пик Монгольской Народной республики (3810м).

Первое восхождение на Курмычи категории 1-Б было несильно сложным. Мы взошли на вершину по юго-восточному гребню отходящим прямо от самой горы, особой техники там не использовали, разве что прошли маршрут в связке. Второе восхождение было по снежному маршруту категории сложности 2-А. Физически восхождение было нетрудным, но тем не менее были там и свои опасности. Во время этого восхождения мы могли очень просто и сильно пострадать, попав под град камней со склона, так как солнце уже грело хорошо и снег под лежащими на нем камнями подтаял и стал кислым, рыхлым. Но за несколько минут до этого, мы успели уйти по натянутым перилам со склона на более пологий участок и избежать возможной катастрофы. Шли по склону связанные между собой веревкой, там это было необходимо. После этих двух восхождений мы спустились в Шхельду и устроили себе день отдыха, после которого снова поднялись к Теплым ночевкам. Третье восхождение было ледовым по маршруту 2-Б категории сложности. Физически оно было напряженным, так как мы пролезли около 10-ти веревок по склону и это очень утомило нашу группу. Но все же высоту Курмычи мы взяли вновь.

Четвертое восхождение было организовано на Пик МНР, маршрут скальный и технически достаточно сложный. Категория сложности — 2-Б. Хоть данный пик и ниже предыдущей вершины, на него мы затратили больше всего времени, около 10-ти часов на полное восхождение. Скалы там крутые и без точек страховки никак не обойтись. Пик Монгольской Народной республики состоит из трех вершин: северная, центральная и южная. Наша цель была — южная вершина. К тому же это восхождение было самым опасным, потому как приходилось передвигаться по неустойчиво лежащим камням, так называемой сыпухе или осыпи — скоплению камней на склоне горы. Сыпуха была как мелкая, что просто затрудняло движение, так и средних размеров, что представляет серьезную опасность для жизни. Один неверный шаг и человека может не стать. Либо он попадет под камень, либо поскользнется на сыпухе и ударится чем-либо. Также можно нечаянно убить своего товарища случайно ушедшим из под ноги камнем, который, упав со склона вниз, набирает приличную скорость и постоянно меняет свое направление, так что, даже уйдя в сторону от примерной траектории его падения можно неожиданно для себя получить сильный удар. Потому по сыпухе нужно двигаться максимально внимательно и сосредоточенно, чувствовать и видеть как лежат камни, куда можно ступать, а куда не следует. Осторожным нужно быть как на подъеме, так и на спуске. Если ты все-таки пустил камень, то ты обязан громко, резко и четко предупредить об этом всех членов группы командой «Камень!». Восхождение на Пик МНР прошло без происшествий, нам снова повезло.

После восхождения, по возвращению к нашему бивуаку перед нами встал выбор: снимать лагерь сегодня и идти в Шхельду или выдвинуться следующим днем с утра. Мы выбрали второй вариант, потому как внизу были сильные дожди с грозой. С учетом усталости группы и погодных условий спуск был бы очень опасным и мог повлечь очень серьезные последствия. Посему мы приняли верное решение выдвинуться утром, там погода была более благосклонной, хоть и лил временами дождь. Ночью, пока мы спали, гроза с дождем и сильным ветром перебрались к нам, потому все железо мы оставили снаружи палаток, чтобы не стать жертвами сильных разрядов молний. Под утро все стихло и мы успешно добрались до Шхельды. После дня отдыха в альп-лагере мы приняли попытку совершить еще одно восхождение на вершину Чегет-Кара (3461 м) маршрутом категории сложности 2-А. Выдвинулись на место бивуака под названием «Зеленые Гостиницы». На той высоте еще могла расти трава и её там было достаточно много, когда на Теплых ночевках были снежники. Под утро, в 5 утра, наша группа вышла на Чегет-Кару, погода не сулила ничего хорошего: туман — плохая видимость, дождь и ветер — переохлаждение, в дали шумел гром. Попытка взойти на гору не увенчалась успехом. Пройдя около 3 часов пути мы попали в облако, полил дождь, гроза усилилась. Все тут же поняли — надо спускаться. В тот же день мы вернулись в Шхельду. 10.07 мы уехали из альп-лагеря обратно в Терскол, где пробыли сутки с небольшим. На этом сборы официально закончены. По их окончанию участникам нашего отделения был присвоен III-ий спортивный разряд по альпинизму и книжка альпиниста — документ о достижениях и характеристике альпиниста как спортсмена, его участии в спасательных работах, его покоренных вершинах.

Горы — словно другой мир со своими законами, правилами и запретами, нарушение которых может привести к непоправимому. Поэтому горную природу, да и природу в целом нужно уважать, научиться её чувствовать и жить с ней на одной волне, в дружбе. А горы ошибок не прощают и не жалеют никого, ни неопытного новичка, ни мастера спорта-альпиниста. В горах один принцип — или «да», или «нет».