Учитель года — 2022: Юрий Долгих

В Кургане завершился XXXI конкурс педагогического мастерства «Учитель года — 2022». Конкурсные состязания объединили 34 педагога. Итоги конкурса подвели 10 февраля. Звание учителя года получил учитель истории и обществознания из гимназии №19 Юрий Долгих. Молодёжный портал Зауралья PROSPEKT45.RU спросил у Юрия, что для него значит быть учителем.


Юрий, почему вы решили стать учителем?

  • Тут две основных причины. Во-первых, хотелось всё-таки работать по специальности. Во-вторых, меня в школу позвал работать человек, которого я глубокого уважаю — директор гимназии №19 Елена Геннадьевна Смирнова. Решил попробовать, так до сих пор и работаю, уже седьмой год.

Гимназия как-то отличается от других школ?

  • Часто слышу мнение, что в гимназии ученики лучше, дескать, идёт отбор. Никакого отбора уже давно нет; как и в других школах, ученики в основном приходят по прописке. Поэтому дети все разные. Что касается достижений учеников, то это регулярное участие в олимпиадах различного уровня, конференциях и в конкурсе «Ученик года».

Что для вас самое главное в работе учителя?

  • Для меня самым главным является конечный результат. Уроки разные, темы тоже. Поэтому на одних уроках важно объяснить сложное, чтобы ученики поняли; на других – научить что-то делать: от анализа текста и составления плана до форматирования текста. Не думаю, что мои уроки принципиально отличаются от уроков коллег. Из нового могу назвать только теорию игр. Собственно, этот опыт математического моделирования я и показывал на конкурсе.

Теория игр? Что это?

  • Суть теории игр сводится к тому, чтобы понять, почему в ситуации выбора люди, фирмы и государства принимают те или иные решения. Как на их решение влияет выбор других участников рынка, политики. Теория игр позволяет понять и объяснить, почему рациональные действия людей приводят к таким явлениям, как гонка вооружений, появление мыльных пузырей на фондовой бирже, абсентеизм, рецидив преступлений и многое другое. Основой теории игр является математическое моделирование конкретных ситуаций: оценка рисков, вероятность тех или иных исходов, решений.

А гимназия как-то поддерживает талантливых педагогов?

  • Администрация гимназии поддерживает любые благие намерения педагогов, в том числе внедрение новых технологий, приёмов и идей. Если опыт оказывается полезным, то происходит обмен опытом среди педагогов. Думаю, что в других школах и гимназиях это реализовано примерно так же.

Как узнали, что именно вы будете представлять гимназию на конкурсе в этом году?

  • Как правило, администрация школы предлагает учителям поучаствовать в конкурсе. Мне предложили – я согласился: самому было интересно ещё раз поучаствовать; до этого участвовал в 2017 году в номинации «Педагогический дебют».

Что оказалось самым сложным во время конкурса?

  • Полноценно к конкурсу начал готовиться с начала января. Огромную помощь, как перед конкурсом, так и в ходе его, оказывала школа, прежде всего мой куратор – Вера Сергеевна Котикова. Самым сложным для меня является публичность конкурса. Я интроверт, поэтому работать с публикой, особенно незнакомой, для меня очень непросто. Но ведь без выхода из зоны комфорта нет и развития. Самым интересным было погружение в теорию игр в ходе подготовки к конкурсу. Я до этого её использовал на основе общих принципов и наиболее известных математических моделей. К тому же коллеги подсказали много новых интересных способов применить этот подход.

Конкурс для вас — это только испытания?

  • Для меня конкурс «Учитель года» — это, прежде всего, возможность для профессионального роста. Во время конкурсных испытаний выносишь на широкую публику свой опыт; его критикуют – понимаешь, над чем стоит ещё поработать. Конкурс оставил исключительно положительные эмоции.

Что значит для вас слово учитель?

  • Когда мы говорим о выпускниках школ, часто не задумываемся о том, что в большинстве своём это совершеннолетние граждане страны, которые наравне со взрослыми могут работать, участвовать в политической жизни страны, вступать в брак – это такие же взрослые, просто жизненного опыта у них поменьше. Учителя – это люди, которые должны из ребёнка воспитать взрослого, дать ему базовые представления о мире, чтобы выйдя из школы, у него не было состояния растерянности, чтобы он понимал, что ему делать, как и почему.

Фотографии пресс-службы Администрации города Кургана